Стр. 103 - biohimia

Упрощенная HTML-версия

Раздел 4.
Биологические мембраны
103
Рис. 4.6. Механизм действия Na
+
, K
+
-АТФазы
ство, принимает исходную конформацию и вновь готов выполнять транспорт-
ную функцию. Малоизвестно о том, как осуществляется передвижение самого
белка. Другой возможный механизм переноса предполагает участие несколь-
ких белков-переносчиков. В этом случае первоначально связанное соедине-
ние само переходит от одного белка к другому, последовательно связываясь то
с одним, то с другим белком, пока не окажется на противоположной стороне
мембраны.
Активный транспорт
имеет место в том случае, когда перенос осуществля-
ется против градиента концентрации. Такой перенос требует затраты энергии
клеткой. Активный транспорт служит для накопления веществ внутри клетки.
Источником энергии часто является АТФ. Для активного транспорта кроме ис-
точника энергии необходимо участие мембранных белков. Одна из активных
транспортных систем в клетке животных отвечает за перенос ионов Na
+
и K
+
через клеточную мембрану. Эта система называется Na
+
, K
+
— насос
.
Она отве-
чает за поддержание состава внутриклеточной среды, в которой концентрация
K
+
выше, чем Na
+
(рис. 4.6).
Градиент концентрации калия и натрия поддерживается путем переноса К
+
внутрь клетки, а Na
+
наружу. Оба транспорта происходят против градиента кон-
центрации. Такое распределение ионов определяет содержание воды в клетках,
возбудимость нервных клеток и клеток мышц и другие свойства нормальных
клеток. Na
+
, K
+
–насос представляет собой белок — транспортную АТФазу. Мо-